Альтернативная теория голоса
теги голос октавный, громкость голоса

Альтернативная теория голоса.Голос как психолог и стилист
Вас не удивило название статьи? Лично меня удивило бы, если бы не я это название написал. Действительно, уже несколько месяцев я выискиваю и перевариваю информацию о голосе, кажется, знаю о его происхождении все (извините, что-то меня понесло, далеко не все на самом деле), и вдруг узнаю, что в Питере о голосе думают не совсем так, как в Москве. Это образно. Хотя, у питерцев на многие вещи и понятия свой взгляд, за что я их и уважаю.

Назвать эту теорию новой я не могу, так как она была выдвинута русским ученым Ильей Грузиновым еще в начале 19 века.
Из источников я понял, что Илья Грузинов принимал участие в Бородинском сражении, но не как воин, а как врач. А потом, как ученый, он провел опыты с теми, кого не удалось спасти. Я не буду переводить язык ученого на общепонятный современникам, поймете и так: "Делая опыты над телами мертвых, надувая дыхательное горло через ветви оного и натягивая перепонку, я несколько раз производил в них совершенный голос, почти сходный с тем, какой мы слышим от животных, без всякого натягивания гортанных связок.. Человеческий голос рождается в груди в нижнем конце дыхательного горла, посредством задней перепонки, соединяющей хрящевые кольца оного..."
Какой вывод можно сделать из процитированного изречения ученого? Что голос рождается не в голосовых связках? Это мы вроде и так знаем. Место рождения звука, по утверждению Грузинова – бронхиальная система. Вегетативная нервная система (не без участия центральной нервной системы) дает команду дает команду мембранной части трахеи начать колебательные движения. А дальше звук, с помощью голосовых связок, обретает звуковую частотную характеристику. Вот собственно и все. Далее авторы питерской школы указывают, что человек от рождения наделен чистым и сильным голосом. Иначе, как можно объяснить голос новорожденного младенца, который в определенные моменты достигает 110 децибел? А дальше, в силу определенных обстоятельств, человек теряет природный голос.

Дальше, опираясь на труды Леонида Работнова, делается практический вывод, что глубокое дыхание вредно для голоса. Еще один постулат, с которым спорят питерцы, что громкость голоса можно достичь только сильной струей воздуха. В качестве своего аргумента они приводят животных.
Соловей, который не имеют ни легких, ни диафрагмы, следовательно, не может создать мощную воздушную струю. А мол, поет шельмец так, что слышно за сотни метров. Или взять ту же кошку, объем легких которой достигает всего 200-300 мл. А насколько хорошо слышно ее голос в марте знают все.
Но вернемся к Работнову. Главным аргументом в пользу своей теории голосообразования он приводит мышечные системы. Существуют два вида мышц: те, которыми мы управляем, и те, в работу которых нам лезть нежелательно, а то и пагубно. Ко вторым автор относит дыхательную систему. Всем известно, что дыхание – одна из важнейших функций организма. Нет дыхания – нет человека; минут через пять; не более. И голос автор тоже приравнивает к одной из важнейших функций, от которой зависит выживание вида. Здесь и оповещение об опасности, и способ коммуникации. Итак, со слов Работнова дыхание и голос – две основные функции организма и мудрая природа расположила их в одном месте, даже в одном органе. Мол, знайте люди, вот самая большая ваша ценность. Красиво, но уж больно романтично.

И, наконец, авторы предлагают открыть для всех нас секреты настройки голоса. Я так понимаю, что настраивать голос можно как разговорный, так и певческий? Или авторы разделяют эти два понятия в корне? Если честно, то я не нашел у них ответа на этот вопрос. Но, тем не менее, секретами их поделюсь.
Первый секрет я уже выболтал выше, когда пересказал анатомическую составляющую голоса. Хочется только немного конкретизировать, какой голос и где рождается. Самый высокий наш голос родом из мелких бронхов (так и хочется назвать его голосом бронхозавра, только высота голоса немного не та). Средние звуки появляются из главных бронхов. И нижние звуки нашли свое прибежище в трахее (я бы сказал: трахейные звуки).

Второй секрет я оказывается, тоже разболтал. Он заключается в малом дыхании. Авторы придают анафеме Гарсиа-младшего, который в далекие времена выдвинул свою теорию голосообразования. Она отдавала первенство в звукообразовании голосовым связкам и сильному воздушному потоку. Вот так теории иногда могут быть причислены к преступлению против человечества, если в них поверят и возьмут на вооружение.
И третий секрет настройки голоса заключается в том, что голосом управляет интонация. Говоря другими словами, отношение говорящего или поющего к тому, что он излагает, его эмоциональный настрой.
Вот и все секреты, которые, если честно говорить, секретами-то вовсе и не являются. Нет, во времена Бородинской битвы наверняка это был новый невооруженный взгляд в истоки под определенным ракурсом. Но сейчас это больше похоже на битву двух вокальных школ. Набирают отряды бойцов. Вот эти поют правильно, природными голосами. Они с нами. А эти – глупые и неприродные. Им не место в наших рядах.

И генералов в прошлом выискивают. Вот, Шаляпин, он с нами. Он никогда не учился пению и какой в результате голос?! Постойте, но если он никогда не учился, то он и вас не знает. Что же вы его на знамени-то нарисовали? Шаляпин был самородок. И не оттого, что не учился. А то так можно договориться до того, что все, кто не учился пению, поют лучше тех, кто учился. И вы это серьезно?

То, что голос нельзя насиловать – известный факт. И то, что расслабленный голос звучит лучше зажатого – тоже известно. И не только при исполнении вокальных произведений, но и в повседневной речи. И «зажатые» голоса у нас не от неправильных педагогов. Нас вообще никто никогда не учил «рождать» голос, и я бы не сказал, что это правильно. А вот уродовать психику ребенку криками и наказаниями мы и без педагогов умеем. А потом удивляемся: и чего это они такие зажатые?

Голос человека – это яркий, многогранный портрет личности. Дай бог нашим внукам хороших и терпеливых художников.

Ключевые слова: голос, голосообразование, природный голос



Еще рекомендуем:
Что происходит с ребенком, школьником, студентом после того, как он перестает заикаться? Как он чувствует себя в новой роли? Как к этому относятся его старые друзья? Все ли радуются за него или не все так просто? Заикание: Излечение рождает конфликты. О «подводных камнях» излечения от заикания рассказывает директор НИЦ биокибернетики Андрей Блудов.

Достаточно часто пациенты спрашивают, как мы можем вылечиться, если наша логопед сказала, что заикание не лечится. Заикание: очерк 2 о заикании - Осознал. Мне таким пациентам приходится объяснять суть анатомических процессов в коре главного мозга, а также суть их физиологической работы. Но это только знания, а человеку еще нужен и собственный опыт.

Начиная с известной работы Брока возникла концепция о неравнозначности полушарий головного мозга для речевой деятельности. Межполушарные взаимодействия при заикании. Ни Брока, ни другие врачи не наблюдали нарушения речевых функций, подобных афазиям, при поражениях правого полушария в любой из его областей.



Нравится

0

"Альтернативная теория голоса"

Чат о психологии и стиле голоса


защита от плагиата Copyright © 2011 Голос как психолог и стилист. Копирование разрешено только при установке ссылки на Constudio.ru