Интонационная окраска речи
теги интонация, поговорим с психологами

Интонационная окраска голоса.Голос как психолог и стилист
В ранней молодости я играл в любительском театре. Спектакль, который мы ставили, победил в каком-то там региональном конкурсе, и решили записать наш спектакль для радио. Не весь, а фрагменты. Казалось, чего проще: проиграй нужные сцены из спектакля перед микрофонами и готово. Так и сделали. Прослушали и удивились. То, что в спектакле было ярко и выразительно на записи оказалось блекло и не совсем понятно.

Что же произошло? Ведь мы играли точно так же, как и на сцене? В том то все и дело. На сцене мы использовали массу выразительных средств: жест, голос, взгляд, движение телом и головой, выражение лица и т. п. Но магнитофонная пленка зафиксировала только голос. Остальное, как говорится, осталось за кадром. А один голос не справился с задачей передачи эмоциональных переживаний героев.

Пришлось срочно перестраиваться и «переигрывать» голосом. Было очень трудно и противоестественно излишне интонировать. Все нутро сопротивлялось этому. Но в результате, когда мы прослушали новую запись, все остались довольны.

Такое длинное вступление я посвятил интонации, одному из основных качеств нашей речи. В.Даль объясняет это слово как
«особенно сильное ударение голосом на чем-либо»
Но времена изменились и никого «ударять» голосом мы не будем. В наше время сказали бы так: интонация, это относительное изменение высоты тона слова для придания ему особенного смысла.

А какой может быть особенный смысл в нашей речи? Так и хочется сострить, что в нашей речи смысл появляется довольно редко. Но, шутки в сторону. В обычной разговорной речи мы не задумываемся над тем, с какой интонацией произнести предложение. Усилить ли тон высказывания данного слова, или ослабить, решает наше подсознание в зависимости от нашего настроения, отношения к собеседнику и еще от целого ряда причин.

Но допустим, что нам необходимо подготовить доклад на определенную тему. И мы его написали. Вышли на трибуну и … провалили. Не потому, что он был плохо подготовлен. Просто мы его плохо причитали, неинтересно. Говорить и читать это не одно и то же. При чтении информация от глаз поступает в мозг, который дает команду речевому аппарату воспроизвести увиденное. А увиденное, это буквы. Чтобы буквы превратились в образную картинку, нужны дополнительные усилия.

Помните, нас в школе учили читать с выражением? И мы старательно и очень неестественно интонировали, как будто пели песню на незнакомую мелодию. Многих учителей это устраивало. На самом же деле нас должны были учить, как «читать» знаки препинания. Может, только мне не повезло? Может, большинство именно этому научились в школе? Завидую. И восполню этот пробел для меньшинства.

Итак, начнем с простого:

Точка
.
Ее «читаем» следующим образом: довольно сильно понижаем голос на слове, которое находится перед точкой. И делаем паузу, отделяя тем самым одно предложение от другого. Довольно часто точка не заканчивает мысль, а лишь только предложение. То есть пауза, сопровождающая точку, соединительная и служит для добора воздуха.
Запятая
указывает, что на слове, которое стоит перед ним, нужно интонационно выделить, повысить голос. Запятая обозначает так же соединительную логическую паузу. То есть перед запятой, мы повышаем голос, потом делаем соединительную логическую паузу (зависаем на верхней ноте), и как с горки катимся дальше. Это повышение голоса с паузой имеет магическое свойство притягивать внимание слушателя. Этим свойством запятой довольно часто пользуются актеры.
Коль я вспомнил театральные уроки, приведу еще один.

Прерванное движение.
Если вы, во время монолога (обычной монологической речи) прервете какой-нибудь жест на «полуфазе», или прервете речь на полуслове – эффект поразительный. Повышенное внимание слушателей вам обеспечено. Этим приемом довольно часто пользуются учителя.
Когда в читаемом тексте мы встречаем двоеточие
готовьтесь к перечислению, разъяснению или уточнению. Голосово это особо не выделяется. Голос, на какой ноте звучал, на той и остался.
Скажу еще несколько слов о чтении текста в скобках.
В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.
Что еще можно сказать об интонации? Если внимательно прислушаться, то интонация бывает повествовательной, вопросительной и восклицательной. Это в общих чертах. Потому, что я вдруг вспомнил язвительную интонацию, как одну из очень ярких интонационных красок. При этой интонации все произносимые слова «расцвечены» яркими, утрированными красками. Эта интонация направлена на психику слушателя, на неприкрытое подавление слушателя или предмет рассказа.

А раздраженная интонация? Она тоже относится к разряду сознательного воздействия. Можно привести еще массу примеров как негативного, так и позитивного интонационного звучания нашей речи.

То есть, любая наша речь несет в себе интонационное наполнение. Вы скажете: а монотонная речь? Да, и монотонная. Ведь монотонность – это тоже краска. И она также может много рассказать о психологическом состоянии личности. Например, о том, что мысли говорящего далеки от темы разговора. Или о том, что собеседнику, или оратору, глубоко плевать на то, что он говорит. Или на то, что лектор просто отрабатывает заплаченные ему авансом деньги.

Внимательный слушатель почти всегда поймет по интонационной окраске, психологическое состояние собеседника.

Посмотрите также ″Об интонационной окраске речи и тембре голоса как логопедическом упражнении″.

Ключевые слова: интонация голоса, логические паузы речи

Еще рекомендуем:
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Заикание и невроз. Это определение было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие «почву» и провоцирующие «толчки». Заикание news: Предрасполагающие причины заикания. При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Після тривалих неполадок з технікою Таня не відмовилась працювати , ідучи до переможного кінця. Записи молодого лікаря. Налаштування. Звичайно ж, я завжди підтримую таких людей. Зараз вона розмовляє як диктор телебачення. Людина може виправити будь-яку проблему, якщо це можливо логічно і є власне бажання.



video



Нравится

0

"Интонационная окраска речи"

Чат о психологии и стиле голоса


защита от плагиата Copyright © 2011 Голос как психолог и стилист. Копирование разрешено только при установке ссылки на Constudio.ru