Голос и реклама
теги поговорим с психологами

Голос и реклама.Голос как психолог и стилист
Начну с банальности: реклама – двигатель прогресса. В сегодняшнем разговоре я не буду затрагивать экономическую сторону рекламы. Бог с ней, пускай продвигает товары на рынок. Мне гораздо интереснее было узнать: как голос влияет на «действенность» рекламы? И влияет ли вообще? Последний вопрос, конечно, риторический. Без сомнения голос влияет на восприятие рекламы. Но как?

Уже в начале этого года мексиканские телевизионщики заказали исследование о влиянии голоса на рекламу. Правда, их больше интересовало какой голос предпочтительней в рекламе: мужской или женский?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Это и без исследований видно. Если женщина будет рекламировать автомобили – то лично для меня эта реклама пройдет мимо ушей. А то вызовет и совершенно обратную реакцию, чем ту, на которую рассчитывали рекламодатели. Водят машину женщины неплохо, а вот под капотом для них открывается другая галактика. Простите за обобщение, милые дамы.

Но вернемся к мексиканцам. Голоса, используемые в мексиканской рекламе в основном стереотипные, то есть мало отличающиеся от обычных. Разве что тем, что мужские голоса более низкие, мужественные, а женские доброжелательные и мелодичные. И тембр звучания женских голосов более высокий.

А дальше начинаются нюансы. Рекламу косметики и одежды сопровождают соблазнительные, эротичные, обволакивающие женские голоса. И это логично. Как бы в этой рекламе смотрелся мужской голос? Представьте себе рекламу, где мужской голос рекламирует женские колготки…? Хотя в этом что-то есть. Но, простите, это уже не мексиканское исследование, а лично мои ассоциации.

Так вот, в мексиканской рекламе спокойными, мягкими женскими голосами рекламируются товары, которые рассчитаны на детей. Имеется в виду детская одежда, предметы детского быта и т. п. То есть голос должен соответствовать голосу заботливой матери, которая знает, что ее ребенку нужно. И естественно, если реклама построена как «нужный» совет – то это женские голоса.

Мужские голоса используются тогда, когда рекламе нужно придать информативный или приказной характер. Ты еще не перешел на самый выгодный тариф? Переходи!».

То есть вы поняли, что в мексиканской рекламе женщины в основном советуют, а мужчины приказывают. Естественно, я сильно обобщил. Я не зря несколько раз уточнил, что это касается мексиканской рекламы. А какая разница, спросите вы? Очень большая. У каждого народа свои национальные, культурологические особенности восприятия рекламы. Воздействие голоса на подсознание одинаковое. А вот воздействие информативной части рекламы на сознание – сильно различается. Потому и нельзя сделать одну рекламу на всю планету. Не сработает.

Возьмем, к примеру, нас? От просмотра… прослушивания нашей рекламы иногда возникает больше вопросов, чем желания купить товар. Вот, к примеру, актриса Елена Яковлева (следователь Каменская) рекламирует стиральный порошок. Наши рекламщики пошли примитивным путем: чем известнее персона в кадре – тем больше доверия к товару. Они, видать, про психологический голосовой портрет и не слышали. Вот и получается, что на экране актриса, которая ассоциируется со следователем и которая ничего не умеет делать в доме дает совет, какой порошок нужно курить. И как вы думаете: многие ей верят?

Для рекламы стирального порошка надо приглашать актрису, которая в фильмах создала образы заботливых и внимательных мам-домохозяек. Такими были актрисы Н.Сазонова или Т.Пельцер. Да и сейчас наверняка есть немало актрис, несущих «бытовое»доверие в своем голосе.

Вот вы можете возразить: а как же голосовой портрет? Ведь я тоже отталкиваюсь от сценического образа? Нет. Я беру за основу не сценический образ, а голос актрисы, который помог создать этот образ.

Голос, которому люди доверяют, обязательно должен быть спокойный, уверенный, доброжелательный. Он не должен содержать резких (квинтовых) формант. Знаете, есть такие голоса, которые как «железом по стеклу».

Мужские же голоса, способное повести за собой или заставить «подчиниться» должны быть низкими, октавными, хорошо резонировать. И речь должна быть чуть замедленной. То есть, если вы хотите с помощью рекламы призвать к чему-то народ, то голос должен нести харизматическую окраску. И тогда не столь важно, что говорит человек, сколь важен голос, внушающий доверие и подчинение.

Это уже похоже на гипноз: мы воздействуем на подсознание человека. А вы думаете, что в современной рекламе гипноз не применяется? Напрасно. Применяется, и еще как! Некоторая реклама внушает нам определенное поведение: увидел – купил. Вы понаблюдайте в супермаркетах за некоторыми покупателями. Когда взгляд некоторых «поедателей рекламы» видят рекламированный товар, то они перестают моргать, дыхание замедляется, зрачки расширяются. И только отсутствие денег может остановить его от незапланируемой покупки.

Имейте в виду, что не только тембральная окраска и богатая интонация способны нести гипнотическую составляющую. Известно, что некоторые звукосочетания способны целенаправленно воздействовать на человека. Например звук «и» создает впечатление о чем-то маленьком и незначительном. А звук «о» говорит об эмоциональном комфорте, о расслабленности и мягкости. Звуки «а» и «э» расскажут об эмоциональном подъеме говорящего. Ну, а звук «ы» ни о чем хорошем поведать не в состоянии, сплошные неприятности и непонятности.

И если за дело рекламы берутся хорошие специалисты, то сопротивляться ей будет очень непросто. Хотя есть один радикальный прием: не слушайте ее. Переключайте телевизор на другой канал, или выключайте звук.

Ключевые слова: голос, реклама

Еще рекомендуем:
Внешняя симптоматика заболевания определяется перевозбуждением речевого центра Брока, находящегося в левом полушарии мозга у правшей. Модель заикания. Волна возбуждение захватывает "чужую территорию" коры мозга и рвет речевой круг.

Во время телефонного разговора на консультации мне часто приходится даже спрашивать некоторых пациентов о логичности их вопросов. Пятый очерк о заикании. Уверенность. Поскольку человек, у которого есть сомнения, часто негативно настроен.

Заикание - это наиболее часто встречающееся речевое расстройство. Речь и заикание. Речь является настолько важной функцией человека, что любые ее нарушения служат объектом пристального внимания целого ряда наук от психиатрии и нейропсихологии до логопедии и нейролингвистики.



Нравится

0

"Голос и реклама"

Чат о психологии и стиле голоса


защита от плагиата Copyright © 2011 Голос как психолог и стилист. Копирование разрешено только при установке ссылки на Constudio.ru