Исправление картавости
теги картавость

Исправление картавости.Голос как психолог и стилист Недавно я разговорился со своей «старой» подругой, которая поведала мне о том, что ее дочь, которая занимается в начальных классах, картавит. Я посоветовал обратится к школьному логопеда, на что получил интересный ответ: логопед молится за нее. Как вам такой профессионализм? Надо бы зарегистрировать эту методику. Или логопеда в школе поменять. И это не в первый раз я слышу такие отзывы о «ваятелях» речи наших детей. Пора все брать в свои руки. Как там гласит старая мудрость?: хочешь сделать хорошо – сделай сам. Давайте разбираться, что мы можем сделать сами.

Ну, картавость – это не болезнь. Во всяком случае, у многих специалистов язык не поворачивается назвать ее болезнью. Хотя именно в неповоротливости языка вся и загвоздка. И в дальнейшем, это сможет стать источником эмоционального дискомфорта ребенка. Поэтому, будет совсем не лишним попробовать избавить ребенка от картавости.
Статистика говорит, что у многих детей возникают проблемы со звуком «р», но со временем дети справляются с этим звуком. Но около двух процентов обретают «картавость» навсегда.
Кстати, картавость, как вы догадываетесь, это народное обозначение. По научному, эта речевая проблема называется ротацизмом, который входит в понятие «дислалии». Язык ребенка формируется лет до семи. И ротацизм тоже нужно исправить как можно раньше. Чем старше ребенок, тем сложнее исправить картавость.
Переходим к практическим упражнениям.

Упражнение № 1.

Цель упражнения. Так, как в произношении звука «р» необходима подвижность языка, то с помощью этого упражнения мы будем укреплять мышцы кончика языка и мышцы, участвующие в работе подъема языка.

Исходное положение. Ребенок должен находиться в удобном для себя положении: сидя или стоя.

Выполнение упражнения. Попросите ребенка широко улыбнуться, так чтобы был широко открыт рот и видны были зубы (верхние и нижние). Кончик языка должен «пройтись» по внутренней стороне верхних зубов. Следите, чтобы кончик языка касался всех зубов: как передних, так и боковых. Темп выполнения упражнения сначала медленный, с последующим ускорением. Язык должен двигаться из стороны в сторону. После верхних зубов «пройдитесь» по нижним.
Работать должен только кончик языка при неподвижной челюсти. Если у ребенка плохо получается неподвижность челюсти, придержите ее пальцами. Выполняйте упражнение до легкой усталости (около минуты).
Придумайте игровую форму для этого упражнения. Логопеды называют это упражнение «чистка зубов». Но я думаю, что вы придумаете что-нибудь поинтереснее.
Упражнение № 2.

Цель упражнения. Продолжение развития подвижности языка.

Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении.

Выполнение упражнения. Сейчас ребенку придется щелкать кончиком языка. Помните, как мы в детстве показывали, как лошадь цокает копытами. Вот это и нужно научить ребенка. Лучшей игровой формы, чем цоканье копыт, придумать сложно. Если ребенок научился цокать, то усложняйте упражнение, меняя темп его выполнения. Обязательно следите за языком ребенка: не допускайте, чтобы язык подворачивался внутрь. Язык должен издавать щелканье, а не чмоканье.
Упражнение № 3.

Цель упражнения. развитие речевого дыхания.

Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении. Но понадобится стол.

Выполнение упражнения. Ребенку нужно будет «гонять» комочек ватки по плоскости стола с помощью направленной струи воздуха. Чем дольше он сможет дуть на ватку, произнося при этом звук «ф», тем лучше. Именно звук «ф», а не «х».
Упражнение № 4.

Цель упражнения. Продолжение развития подвижности языка с помощью звука «д».

Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении.

Выполнение упражнения. Попросите ребенка произнести длинный звук «д». Сами при этом ручку от зубной щетки, помещенной под язык ребенка, выполняйте движения вправо и влево. Заставляя при этом язычок вибрировать и произносить звук «р». Звук «д» постепенно будет перерастать в звук «др», а потом и в «р». Не спешите в ожидании результата. Звук «р» может появиться через неделю-другую. В дальнейшем механическое устройство (ручку зубной щетки) нужно убрать, и тренировать полученный звук «р» в разных сочетаниях с другими звуками.
Упражнение выполнять несколько раз в день, но не продолжительно. Так как звук «др» похож на тот, каким дети изображают работающий двигатель автомобиля, то именно в эту игру и стоит с ним поиграть.
Упражнение № 5.

Цель упражнения. Тренировать подъем языка вверх.

Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении. Лучше сидя.

Выполнение упражнения. Попросите ребенка приоткрыть рот, и приподнять «широкий» язык к верхней губе. А теперь начинаем делать языком поступательные движения вперед и назад. При этом отрывать язык от верхней губы нельзя. Язык, как бы поглаживает губу.
Упражнение сначала выполнять в медленном темпе, а потом ускорить темп и прибавить голос. В результате должен появиться звук, похожий на тот, что издает индюк. Но я сомневаюсь, что многие знают, какой звук издает сие птица. Потому подскажу: «бл-бл-бл-бл».
Следите, чтобы ребенок «болботал» широким, а не узким языком. И язык должен поглаживать верхнюю губу, а не преодолевать преграду и выбрасываться.
А еще я узнал, что компьютерная программа по коррекции речи БризМейкер тоже исправляет этот дефект. Нужно скачать интернет версию этой программы и установить ее на свой компьютер (как это сделать там указано). Как сказал мне автор программы, если передними зубами зажать (не сильно) винную пробку (именно из пробкового дерева) и одев наушники с микрофоном пытаться произносить звук «р», то появляется нужный эффект. То есть, происходит корректировка звука на подсознательном уровне.

Вперед, дерзайте! Только очень аккуратно. Не насилуйте ребенка. Эта работа должна быть ему в удовольствие.

Важнейшее упражнение для устранения дизартрии, картавости, шепелявости, заикания и пр. или "пробка для дикторов телевидения"



Артикуляционный текст к этому упражнению:
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке — вот и не до бомбардира ворам было. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки — скок, Сеньку — в бок, Соньку — в лоб, все — в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же — Сашкина подружка — шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола — Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа — ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Ключевые слова: картавость

Картавость в КВН






Нравится

27

Анонимный комментирует...

картавость можно исправить и у взрослого человека!

Анонимный комментирует...

а как исправить у взрослого?

Анонимный комментирует...

мне 20 лет.звук"р" мягкий у меня более-менее получается,а вот твердый нет.какие упражнения посоветуете делать?...

Анонимный комментирует...

мне 15...я картавлю....как и за сколько времени это можно исправить?
я занимаюсь с детства пением...и почему то до 2 класса этого вроде как никто не замечал....

Анонимный комментирует...

Я тоже картавлю(
Меня с детства никто ни разу не водил к логопеду и теперь у меня выработался комплекс какой то чтоли .. мне неловко идти самой. сейчас мне 17. может мне кто нибудь поможет?:(
даже жить не хочеться

Анонимный комментирует...

Мне 16... я тоже картавлю.... мягкий "р" у меня получается без проблем а твердый нет...
какие необходимо делать упражнения чтобы это исправить??

комментирует...

См. упражнение "пробка для диктора телевидения". оно появится на www.dictor.ru в разделе TV, а потом и на этом блоге

Анонимный комментирует...

Мне 21... И мне кажется со временем у меня "р" становится всё тверже, хотя с мягким "р" проблем нет и не было. Мать говорит, что это генетическое, якобы у нас у многих родстенников точно такое же произношение... Но мы ж не евреи... Парадокс.

Натали комментирует...

Скажите, а эти упражения эффективны только в работе с детьми? или взрослому человеку тоже будет польза от этого?

Анонимный комментирует...

Мне очень нравится. как люди картавят, в этом нет, ничего страшного
очень даже мило и привлекательно
а даже и романтично
не мучайте себя, ведь, вы можете то, чего не могут другие.
это ваша ФИШКА !

Анонимный комментирует...

+1

Анонимный комментирует...

+100500

Анонимный комментирует...

Смущаться, а тем более комплексовать из за картавости точно не стоит. Ничего плохого в картавости нет, даже наоборот, очень мило.

Анонимный комментирует...

мне 22, у меня комплекс уже, однажды услышала как меня передразнили и смеялись над этим, теперь вообще стесняюсь разговаривать с незнакомыми людьми, чаще просто молчу, очень бы хотелось исправить этот дефект речи...

Анонимный комментирует...

мне 11 и я тоже очень стесняюсь, я знаю что многие со мной не хотят из-за этого общаться, я бы ОЧЕНЬ хотела от этого избавиться

Анонимный комментирует...

мне 15 и я не выговариваю букву р например когда говорю с буквами Е,И,Ю... и т.д из-за этого комплексую... как можно это исправить?

Анонимный комментирует...

мне 15, и я картавлю
это почти никто не замечает пока один умник не скажет это всем
я ужасно этого стесняюсь
можно ли в этом возрасте исправить картавость?

комментирует...

мне 25 и я картавлю, нас трое детей и мы почему-то все картавые, старший совсем чут чут, средняя сестра в 15 лет все лето училась и практически избавилась от картавости, а я все не могла никак, да и проблем как-то с этим никогда не было, комплексов нет, но сейчас ищу работу и решила твердо,что пора ипсравляться, потому что чувствую, что это отталкивает работодателей, поэтому советую всем тоже исправляться чем раньше тем лучше

комментирует...

спасибо за блог, буду тренироваться с пробкой))

Анонимный комментирует...

Картавость-никакая не фишка. Это проблема, от которой надо избавляться.Я понимаю, что кому-то из-за картавости жить не хочется. Сама картавила до 22 лет,а после института перед выходом на работу (учителем) ИЗБАВИЛАСЬ ЗА МЕСЯЦ без всяких логопедов. Нужно просто понять,как этот звук произносится.По месту образования Р-среднеязычный,т.е.произносится в том же месте нЕба, что и звук Ч, а по способу образования-вибрант, вибрирует при произнесении кончик языка.Попробуйте часто-часто произносить звук Д и получите представление о звуке Р(ни дна бы ему ни покрышки-столько слез пролила в переходном возрасте!!!)Нужно перестраивать мозги,которые привыкли при звуке Р совать язык не в то место,и стараться,стараться, стараться!Мы с мужем даже придумали для меня скороговорку: Триста тридцать три терминатора вывернули лампочку у Рюрика Рюриковича и оттр...ли пе...та Тараса как трактор в поле тыр тыр тыр))))))))!Очень важна поддержка родных-первое время будет сложно.Будете говорить медленно и некрасиво, но потом получится обязательно, если есть желание.Привыкнете!Мне очень помог муж: слушал, добивался четкости в каждом слове,до слез доводил, но ведь получилось!И сестра троюрдная тоже помогла:не смеялась,когда мы с ней общались и подбадривала.Всем удачи!С мозгами горы можно свернуть,если очень захотеть!

Анонимный комментирует...

мне 19лет. когда я говору "р" в некоторых словах слышиться буква"л"(лак,рак, классный,рыба,)и наабарот.

Анонимный комментирует...

Мне 28, исправила картавость в 25. Просто пошла к логопеду который работал в дет. саде. Случай был запущенный, 2 месяца занятий и поставили звук. Но потом самостоятельно его отрабатывала, т.к. язык привык к другому положению. Занимались со мной по той же методике что и с детьми (понятно, что не применяли игровые методы). После занятий было впечатления как будто разгружала вагоны. Самое трудное не поставить звук (самостоятельно этого не сделала бы), а отработать. Но упорство сделает свое дело. Всем удачи!

Анонимный комментирует...

мне 14 лет, я избавилась от картавости почти за один день) поверьте не надо ни каких логопедов и месяца занятий самостоятельно. просто скажите "рь" я уверенна это получиться, и так говорите например "рьо" но должно получится не "рё" а "ро". это очень просто исправить)) но единственное что будет сложно это привыкнуть так говорить, и попробуйте скороговорки) короче всем удачи) буду рада если кому то помогла)

комментирует...

Ура!Мне 32 года. Я избавился от картавости за 4 месяца и 10 дней. Сегодня мне жена сказала, что я уже не картавлю. О как это приятно! Как я это зделал? Основные причины картавости:
1. укороченная уздечка, ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка
2. слабость мышц языка
3. неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения
4. нарушения фонематического слуха.
Конечно, если произнести слово «трактор» у вас не получилось в детстве, сделать это сейчас будет гораздо труднее, но тем не менее. Чтобы произнести «Р», вам нужно кончик языка поднять к нёбу, но до него не дотронутся. Потом краями языка коснутся верхних зубов. Когда вы подадите струю воздуха, кончик языка задрожит и получится буква «Р». Самая большая ошибка – горловое произношение буквы «Р». Так разговаривают французы, нам же с вами необходимо работать кончиком языка. Закрепляем навык упражнениями:
1. «Чистим зубы»
Широко раскройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить верхние зубы с внутренней стороны. Для этого языком нужно двигать влево - вправо.
2. «Гладим небо, то есть нёбо»
Вновь широко открываете рот и кончиком языка гладите нёбо вперёд-назад, следите за тем, чтобы язык возвращался к корням верхних зубов.
3. «Воздушный бой»
Открываете рот, укладываете язык на нижнюю губу и произносите звук «Ф» так, чтобы струя воздуха была узкой, а не широкой. Это поможет выработать длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
4. «Сладкоежка»
Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками так, чтобы она не двигалась. Теперь исключительно широким языком попытайтесь облизнуть верхнюю губу сверху - вниз. Не забывайте, челюсть не должна вам помогать приподымать язык.
5. «Индюк»
Открываете рот, на нижнюю губы укладываете широкой язык. Ваша задача - в быстром темпе облизывать губу по направлению вперёд-назад и добавлять голос, чтобы получился звук, похожий на болботание индюка. Бл-бл-бл. . .
6. «Барабан»
Вновь открываете рот, выясняете в интернете, где находятся верхние альвеолы зубов, и ударяете в них языком, произнося при этом звук «d».
Когда вы заставите свой язык принимать правильное положение для того, чтобы произносить «Р» вам нужно будет закреплять навыки. Это стоит делать постепенно. Вначале говорите букву в изолированном звучании, потом в слогах, словах, фразах и, наконец, предложениях. Предлагаю вам следующий комплекс: Р-р-р-р-р Рь-рь-рь-рь Ри-рэ-ра-ро-ру-ры Лри-лрэ-лра-лро-лру-лры . Повторяем по 10 раз каждый слог. В течении приблизительно 15 минут 5 раз в день. Даже на работе очень тихо когда возле меня кто-то был. И громче когда меня никто не слышал. Напевал мотив любой песни используя эту последовательность. И главное сначала разминка и потом эта паследовательность букв. И не надо никаких логопедов самому можно, кроме того в моем возрасте нет времени на них. Когда появляется свободная минута –занимайтесь! Не ждите что у Вас будет свободные 15 минут. Я говорил - когда шел на роботу, в туалете, когда гулял с ребенком везде где мог.Предупредите родных дома, что вы собираетесь этим заниматься. Переборите свою стеснительность – то что вы станете говорить правильно этого стоит. Знайте для себя и тех кого вы будете стеснятся, что когда им было 2-5 лет они тоже картавили. Но у них прошло и у Вас тоже, потому, что мне сейчас 32 года и 4 месяца и 10 дней занимаясь я избавился от картавости ! ! ! Дальше скороговорка: «Это правда, что трактористы террористы украли красивые прекурсоры с коридора террориста тракториста прокурора.» Можно самому что-то придумать главное чтобы было много букв «р» в словах. Успехов Вам ! ! ! Спасибо тем кто написал до меня эту последовательность упражнений. Дякую Вам!

Анонимный комментирует...

привет,мне 25 и у меня такая же проблема,многие считают мою речь прикольной,а я очень комплексуюсь,потому что работаю с детками.Делаю зарядку,что язык уже болит,но ни как не получается хорошо произносить звук "р"

Анонимный комментирует...

Да друзья-вы мне прям надежду дали! Мне 21. Вот сижу уже пол часа-мучаю себя.Я тоже с детства картавлю. Да-конечно все не сразу замечают, потому что у меня буква Р просто пропадает в слове-глухо звучит. И еще я научилась заменять сложные слова. Но например слово раритет для меня самое ужасное. Вот серьезно настроилась на исправление. Особенно когда учила с племянницей алфавит. И букву Р мы просто пропустили. Задумалась о будущем. Как своих детей учить буду. Вообщем-спасибо всем. Прочитала ваши отзывы и поверила в себя!

Анонимный комментирует...

Спасибо всем "братьям по несчастью"за комментарии.Мне 25,"р" горловая,"французский"вариант.В детстве даже уздечку подрезали.Безуспешно.Тоже комплекс,но,что более огорчает-профессиональная ограниченность.На работу с людьми не берут.Не верится,что можно исправить за месяц,но лучше поздно,чем никогда.Спасибо!

"Исправление картавости"
защита от плагиата Copyright © 2011 Голос как психолог и стилист. Копирование разрешено только при установке ссылки на Constudio.ru. Администратор сайта: constudio-site@yandex.ru