Хороший собеседник
теги поговорим с психологами

Хороший собеседник.Голос как психолог и стилистИногда мне приходилось слышать о человеке, что он приятный собеседник. Словосочетание «приятный собеседник» лично у меня вызывает неоднозначное отношение. В слове «приятный», по моему мнению, заложено что-то неестественное, слащавое, что ли. Давайте говорить не о приятном собеседнике, а о хорошем собеседнике. По-моему разница существенная. Сразу уточню: разговор идет только о способности человека «собеседовать», то есть вести и поддерживать беседу, разговор.

Вначале я бы хотел рассказать о своем самом хорошем собеседнике. Вернее даже не о нем самом, а о его умении вести беседу. Когда я работал в одном конструкторском бюро, судьба свела меня с художником, который возглавлял отдел дизайна. Наши беседы с ним на абсолютно различные темы из жизни людей превращались в творческий процесс мышления.

Этот человек умел так задавать вопросы, что в его словах чувствовалось, что ты знаешь ответ. А вопрос абстрактный, я бы даже сказал философский. Как я мог не оправдать его доверие? И я начинал отвечать, начинал мыслить вслух и «рождать» стройный и логичный ответ. И сам получал удовлетворение от процесса и результата мышления. И я понимал, что заслуга в этом не моя, а этого человека.

Потом я где-то прочел, что мудрость Сократа сводится именно к этому: к постановке вопроса. У меня сложилось мнение, возможно неправильное, что Сократ так ставил вопросы, что отвечающий, когда находит на вопрос ответ, обретал какую-то истину. Вернее не обретает, а открывает. И это была его истинной, а не навязанной ему Сократом.

Но это мое личное представление о хорошем собеседнике. Наверняка, если бы мой лучший собеседник задавал вопросы бесцветным, монотонным высоким голосом у меня сложилось бы о нем совсем другое мнение. Поэтому давайте разбираться в этом вопросе вместе с психологами. Уж кто-кто, а они умеют за обычными словами увидеть много чего интересного.

Кто-то умный сказал, что человека можно узнать по тому, как он общается с людьми, которые не могут быть ему полезны. То есть с теми, с кем он может быть сами собой. Особое внимание следует уделить тому, как он общается с более слабыми, подчиненными. Нет, подчиненные к категории «не полезных» не относятся. Но ваше отношение к ним, может сказать о вас очень многое.

Знайте свое место в общении. В том смысле, если вы являетесь инициатором разговора, то и оставайтесь им, а не перекладывайте эту миссию на другого. Не забывайте поинтересоваться, есть ли у человека время и настроение с вами поговорить, иначе вы можете прослыть невоспитанным человеком. Это в лучшем случае. Прислушайтесь к собеседнику, и вы с первых слов поймете, готов ли он вступить с вами в разговор.

Если же к вам «прилипнет» с разговором «нехороший» собеседник, то извинитесь и сошлитесь на занятость. Это очень полезный совет. А то, если вы будете выслушивать всё подряд, то потеряете массу знакомых и товарищей. Вы их просто возненавидите.

Аккуратней с местоимениями. Да, да. Очень аккуратно. Особенно с местоимением «я». Ваш собеседник вряд ли будет доволен от вашего чрезмерного яканья, так как это задвигает его на второй план. А ведь мы все хотим быть на первом. Так уж мы устроены. А если разговор требует частого употребления местоимения, то лучше замените его другими.

Кроме «я» есть еще и «мне», «меня». Но все-таки лучше местоимения произносить пореже. А то будете выглядеть, как герой фильма «Волга, Волга» Бывалов, который любил произносить: «Благодаря Моему чуткому руководству» и т.п.

С местоимением «вы» или «ты» обращаться нужно не менее аккуратно. Особенно, если вы хотите сказать человеку что-то неприятное, обидное. После словосочетания «ты не прав» вы рискуете потерять внимание собеседника. В его голове начнут бродить совсем другие мысли, относящиеся не к теме разговора, а к выяснению отношений.

Заменяйте местоимение с негативом другой фразой, например: «Я, наверное, плохо изложил свою мысль» или что-то в этом роде. А вот если вы захотите похвалить человека или сказать ему что-нибудь приятное, то тогда местоимение «вы» или «ты» очень даже кстати.

Если вам приходится разговаривать с аудиторией, то лучшим местоимением здесь будет выглядеть «мы». Это местоимение объединяет вас с аудиторией. А местоимение «вы», увы, разъединяет.

Будь скромнее. Под этим правилом подразумевается, что нужно поменьше говорить о себе. Естественно, кроме случаев, когда тебя просят рассказать о себе. И то, даже в этом случае не увлекайся. Хороший собеседник в разговоре почти не заметен. Как мы не замечаем присутствие воздуха.

Не бойтесь молчания в разговоре. Имеются в виду молчаливые паузы. Это далеко не всегда говорит о том, что разговор не клеится. Молчание необходимо человеку для того, чтобы обдумать что-либо, или просто дать передышку мозгам. А если молчание возникло как результат отсутствия интереса к разговору, то лучше пойти по домам.

Можно ли хвалиться перед собеседником? Если вы хотите сказать ему, что вы лучше его – то можно. Только нужно ли?

Непрошенный совет. Непрошенный совет – это упрек. Вот я такой умный говорю тебе дураку (я утрирую), как нужно поступать. Особо опасен при свидетелях, так как унижает вдвойне. Непрошенный совет люди могут воспринять только от того, кого считают выше себя.

Фразы паразиты. Постарайтесь забыть такие фразы, как «я же говорил (ла)», «если честно» (обычно я лгу), «расскажи что-нибудь», «о чем ты думаешь?». Если хотите извиниться перед человеком, то не констатируйте «извиняюсь», а попросите «извините».

И последнее. Людям интереснее говорить, чем слушать. Тот, кто умеет слушать, тот и слывет лучшим собеседником. Правда, слушать тоже надо уметь. Не молчать и кивать, а заинтересовано воспринимать и задавать уточняющие вопросы.

Ключевые слова: психология общения

Еще рекомендуем:
Центр Брока - это двигательный центр речи. Психология заикания. Он руководит губами, языком, гортанью - голосовыми связками, дыханием - то есть всем мышечным аппаратом, обеспечивающим произношение звуков и слов.

Наш син цього року пішов до школи. Вчиться він добре, був би взагалі відмінником, якби не заїкався. Заїкання. Хто винен і що робити. Чоловік вважає, що в першу чергу це - проблема спілкування, оскільки сам з собою Олексій розмовляє абсолютно нормально. На жаль, в нашій поліклініці немає лікарів, до яких можна звернутися з такою проблемою.

Вам о чем-нибудь говорит имя Чарльза Лютвиджа Доджсона? Не может быть. Такой известный человек, его сказками зачитывается полмира? Заикающийся сказочник. Что, и теперь не можете представить этого стройного англичанина?



Нравится

0

"Хороший собеседник"

Чат о психологии и стиле голоса


защита от плагиата Copyright © 2011 Голос как психолог и стилист. Копирование разрешено только при установке ссылки на Constudio.ru