Что такое форманты и классификация тембров голоса по Блудову А.А.
теги гармоники, обертоны, тембр, форманты

Откуда берутся форманты?

Предположим, мы поем какую-нибудь ноту или взяли постановочный звук.
Поскольку голосовые связки напоминают струну гитары, давайте посмотрим, как выглядят колебания струны, когда она звучит:

I. Волна не может быть любой длины, она должна "ложиться" своими половинками на длину струны, образуя гармоники:

Основной тон или 1 гармоника - самая важная - определяет высоту звучания струны.

1 гармоника :: голос как психолог 1/2 волны (основной тон = 1 гармоника)


2 гармоника :: голос как психолог 2/2 волны (+1 октава = 2 гармоника)


3 гармоника :: голос как психолог3/2 волны (+1 октава+квинта = 3 гармоника)


4 гармоника :: голос как психолог 4/2 волны (+2 октавы = 4 гармоника)


5 гармоника :: голос как психолог 5/2 волны (+2 октавы+терция = 5 гармоника)


6 гармоника :: голос как психолог6/2 волны (+2 октавы+квинта = 6 гармоника)


7 гармоника :: голос как психолог 7/2 волны (+2 октавы+септима = 7 гармоника)


8 гармоника :: голос как психолог 8/2 волны (+3 октавы = 8 гармоника)
и т.д.





II. Гармоники могут быть усилены или подавлены резонаторами

Как это происходит..

1. Если мы возьмем резонатор равный длине струны, то он усилит все гармоники этой струны:
*Резонатор выделен красным
1 резонатор :: голос как психолог

2. Если резонатор будет равен половине струны (основан на 2 гармонике), он усилит все гармоники, которые точно "поместятся" в него:
2 резонатор :: голос как психолог А именно в него точно "поместятся", а значит будут усилены 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 и 16 гармоники.

3. Если резонатор будет равен трети струны (основан на 3 гармонике):

3 резонатор :: голос как психолог Будут усилены 3, 6, 9, 12, 15 гармоники

4. Если резонатор будет равен четверти струны (основан на 4 гармонике),
будут, соответственно, усилены 4, 8, 16 гармоники.

5. Если резонатор будет равен 1/5 струны (основан на 5 гармонике),
будут усилены 5, 10, 15 гармоники.

Визуализация резонаторов при помощи огня и песка:) (Фигуры Хладни)


На видео мы видим узлы стоячей волны. Чем больше данных узлов и чем они "красивее", тем "лучше" резонатор и тем качественнее звук, излучаемый резонатором.

Промежуточный вывод: форманты - это усиленные резонаторами гармоники.
Например, для резонатора, основанного на четвертой гармонике, первой формантой (f1) будет сам основной тон - 1 гармоника, второй формантой (f2) будет 4 гармоника, (f3) - 8 гармоника, (f4) - 12 гармоника, (f5)-16 гармоника.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать свойства формант:
1. Гармоника, на которой основан резонатор форманты = f2/f1
2. Частота формант = (f2-f1)*n, где n=номер форманты
Именно поэтому считается, что первые две форманты в основном определяют тип, качество (тембр) звука.

У реального человека резонаторы не всегда точно "попадают" на гармоники, поскольку во время речи и пения изменяются как размеры резонаторов, так и высота основного тона за счет мышечной регуляции. Однако основные принципы, изложенные выше, соблюдаются.
Низкая форманта голоса, которая должна придавать голосу "бархат" соответствует 2, 3 и 4 гармоникам. Для мужского голоса в большей степени это 3 и 4, для женского - 2 и 3.
Высокая форманта голоса, которая должна придавать голосу яркость, свежесть, полетность, соответствует 15 и 16 гармоникам.
Наши исследования показали, что голос становится резким, когда низкая форманта основана на 3-ей гармонике, и особенно неприятным, когда в дополнение выраженная высокая форманта основана на 15-ей гармонике.


III. Существуют "консонансные" и "диссонансные" гармоники

Наиболее приятными и благозвучными для восприятия являются "октавные" гармоники: 1, 2, 4, 8, 16.

Их звучание соответствует взятию октавного аккорда на пианино
октавный аккорд :: голос как психолог
Чем больше представлены эти гармоники в спектре голоса, тем красивее голос.

Диссонансной гармоникой в области высокой форманты является 15-я гармоника (малая секунда). В области низкой форманты - 3-я гармоника (квинта) хотя и не является диссонансной, но звучит резко.


IV. КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕМБРОВ ГОЛОСА ПО БЛУДОВУ А.А.

1. Если главный резонатор голоса основан на 2 и/или 4 гармониках, тембр голоса называется октавным. Т.е. этот голос будет звучать гармонично, поскольку в нем будут присутствовать все октавные гармоники (2, 4, 8, 16)
Октавный тембр голоса может подразделяться на:

Аккорд октавного голоса (акцент резонаторов на 2 гармонике)
октавный голос:: голос как психолог
до-до-до-соль-до-ми-соль-си-до

Аккорд полного октавного голоса (резонатор на 2 и 4 гармонике, третья подавлена)
полный октавный голос:: голос как психолог
до-до-до-до-до

Аккорд прооктавного голоса (акцент резонаторов на 4 гармонике)
прооктавный голос:: голос как психолог
до-(пропуск октавы)-до-до-до

NB! Во всех октавных голосах высокая форманта расположена на октавной 16 гармонике, низкая - на октавной 4.

Пирамида узлов стоячей волны "полного октавного голоса"
узлы полного октавного голоса



2. Если главный резонатор голоса основан на 3 гармонике (усилены 3, 6, 9, 12, 15 гармоники), тембр голоса называется квинтовым. Этот голос будет звучать резко, особенно неприятной будет 15 гармоника в области высокой форманты. Именно об этом типе голоса профессионалы говорят: "Голос сильный, но противный"

Аккорд квинтового голоса.
квинтовый голос:: голос как психолог
до-соль-соль-до#-соль-си

NB! Высокая форманта расположена на диссонансной 15 гармонике, низкая - на квинтовой.

Узлы стоячей волны "квинтового голоса"
узлы квинтового голоса



3. Самым неблагозвучным является голос, в котором главный резонатор основан на 5 гармонике (усилены 5, 10, 15 гармоники). Тембр голоса - диссонансный.
Такой тембр голоса называют voix chevrotante или ко-зле-тон

Аккорд диссонансного голоса.
диссонансный голос:: голос как психолог
до-(пропуск октавы)-ми-си

NB! Высокая форманта расположена на диссонансной 15 гармонике, а низкая, которая должна смягчать голос - вовсе отсутствует.

Узлы стоячей волны "диссонансного голоса"
узлы диссонансного голоса



4. Если главный резонатор первый (гармоники расположены по убывающей) - тембр голоса стандартный



V. Наша работа касательно тембра голоса заключается в постановке октавного (полного октавного) тембра голоса.

Так выглядят гармоники в виде "пиков" на трехмерном спектре conStudio и BreathMaker во время тренинга (видны 4 гармоники, при этом 3-я подавлена):
полный октавный голос:: тренинг
Альбом: formanta

* 3-я квинтовая гармоника подавляется в процессе тренинга, но сохраняется 4-ая



Нравится

0


Чат о психологии и стиле голоса


защита от плагиата Copyright © 2011 Голос как психолог и стилист. Копирование разрешено только при установке ссылки на Constudio.ru